Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 07.04.2020, 10:43

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД №25 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА СПБ

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18

Трясунова Татьяна Борисовна - учитель - логопед группы "Веселые человечки"

Дистанционные консультации педагогов для родителей

 

Трясунова Татьяна Борисовна - учитель - логопед группы "Веселые человечки"

Стаж педагогической работы - 19 лет

 

«Вместе дружно мы играем, речь с тобою развиваем»

(Использование игровых приёмов при формировании

лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями речи)

Необходимое условие полноценной подготовки детей к школе – своевременная сформированность всех компонентов речевой системы, в том числе грамматического строя. Ребёнок, не усвоивший грамматических законов языка в дошкольный период, при изучении грамматики в школе будет испытывать затруднения, аграмматизмы в устной речи повлекут за собой специфические ошибки в письменной речи.

Наличие аграмматизмов – характерная особенность детей, посещающих логопедические группы. Таким малышам не удаётся правильно согласовать прилагательное (или числительное) с существительным, употребить нужное окончание слов в ед. и мн.ч. Их словарь (лексика) беден и не отвечает возрастным нормам.

Развивать грамматический строй речи можно с помощью развивающих и речевых игр с игрушками, занятий, работой над сказками, но не просто прочтением сказок детям с дальнейшим их пересказом, а именно работой над грамматическим строем речи. Используя игровые приёмы, иллюстрации, инсценировки сказок, мы тем самым способствуем тому, что трудный материал родной грамматики осваивается детьми намного легче. А когда в этот процесс вовлечены родители, то ребёнку становится ещё интереснее.

Пути формирования лексико-грамматического строя речи

(далее ЛГК) у детей:

  • Создание благоприятной языковой среды с образцами грамотной речи, повышение речевой культуры взрослых;
  • Развитие грамматических умений в практике речевого общения;
  • Исправление грамматических ошибок;
  • Чтение художественной литературы;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Развитие фонематического слуха.
  1. Виды сказок, направленных на развитие ЛГК:

1)Русские народные сказки для детей.

2)Сказки по демонстрации с игрушками.

3)Авторские грамматические сказки.

Как развивать ЛГК на материале русских народных сказок и сказок по демонстрации с игрушками.

Рассмотрим игры и задания на примере сказки «Репка» (можно использовать сказки: «Три медведя», «Теремок» и др.).

1)«Скажи ласково»

Можно пересказать всю сказку, называя всех персонажей ласково. Посадил дедушка репушку. Выросла репушка большая-пребольшая. Стал дедушка репушку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дедушка на помощь бабушку. Бабушка за дедушку, дедушка за репушку. И т.д. потом позвали внученьку, Жученьку, кошечку и мышечку…

2)Сравнительная степень прилагательных

Просим детей сравнить персонажей по росту, возрасту, размеру и весу. Кто самый высокий, кто ниже, кто самый низкий? Кто старый, кто моложе, кто самый молодой? Кто тяжёлый, кто легче, кто самый лёгкий? Кто крупный, кто меньше, кто самый маленький? И конечно, обязательно задаём провокационный вопрос: Кто в сказке самый сильный? Благодаря кому или чему вытащили репку?

3) «Какой по счёту?» (порядковые числительные)

Просим отвечать детей на вопросы: Кто первый (второй, третий…) по счёту? Или: какой по счёту дед? Внучка? Жучка? Причём называем персонажей в разном порядке, чтобы лучше тренировать внимание детей. Если у нас цель тренировать зрительную память, можно сначала показать картинку, а затем спрятать и попросить ребёнка ответить по памяти.

4) Словообразование.

Задаём вопросы: если у репки розовые щёки, она какая? (розовощёкая). Если у репки красный нос, то она какая? (красноносая). Если у деда толстые щёки, то он какой? (толстощёкий). Если у мышки длинный хвост, то она какая? (длиннохвостая). Если у кошки пушистый хвост, то она какая? (пушистохвостая). И т.д. находим характерный признак персонажа и задаём вопрос на словообразование.

5)Предлоги: «за, перед, между».

Кто стоит за дедом, за кошкой… Кто стоит перед бабой, перед Жучкой… Кто стоит между дедом и внучкой, между Жучкой и мышкой? Затем просим ответить на вопрос: Где стоит баба? Где стоит Жучка? Используя в ответе слово: за, перед или между. Можем попросить рассказать сказку наоборот, используя только слово «перед» например. Если дети затрудняются и пропускают в речи предлог, используем хлопки или дирижирование, где хлопаем на каждое слово, выделяя предлог интонацией и хлопком.

6)Падежи.

Задаём следующие вопросы:

(И.п.) Это кто? (дед, баба…)

(Р.п.) Можем ладошкой спрятать кого-то и спросить ребёнка: кого не стало? (деда, бабы…)

(Д.п.) Кого художник нарисовал? (репку, бабу, деда)

(П.п.) О чём мечтали все? (о репке).

Сказки по демонстрации с игрушками

Когда отрабатываем предлоги, приставочные глаголы, без движений никак не обойтись. Для этого из игрушек моделируем наглядность, побуждая детей к творчеству. На начальном этапе знакомства с теми или иными предлогами или глаголами взрослый показывает и рассказывает сказку с помощью игрушек. Затем просит ребёнка стать его помощником (сказочником) и просит рассказать сказку целиком или по ролям.

Авторские лексико-грамматические сказки

Такие сказки обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий, развивают связную речь детей. Все они очень разные, творческие, интересные, поэтому хотела бы подробнее остановиться именно на них.