Дистанционные консультации педагогов для родителей
Трясунова Татьяна Борисовна - учитель - логопед группы "Веселые человечки"
Стаж педагогической работы - 19 лет
«Вместе дружно мы играем, речь с тобою развиваем»
(Использование игровых приёмов при формировании
лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями речи)
Необходимое условие полноценной подготовки детей к школе – своевременная сформированность всех компонентов речевой системы, в том числе грамматического строя. Ребёнок, не усвоивший грамматических законов языка в дошкольный период, при изучении грамматики в школе будет испытывать затруднения, аграмматизмы в устной речи повлекут за собой специфические ошибки в письменной речи.
Наличие аграмматизмов – характерная особенность детей, посещающих логопедические группы. Таким малышам не удаётся правильно согласовать прилагательное (или числительное) с существительным, употребить нужное окончание слов в ед. и мн.ч. Их словарь (лексика) беден и не отвечает возрастным нормам.
Развивать грамматический строй речи можно с помощью развивающих и речевых игр с игрушками, занятий, работой над сказками, но не просто прочтением сказок детям с дальнейшим их пересказом, а именно работой над грамматическим строем речи. Используя игровые приёмы, иллюстрации, инсценировки сказок, мы тем самым способствуем тому, что трудный материал родной грамматики осваивается детьми намного легче. А когда в этот процесс вовлечены родители, то ребёнку становится ещё интереснее.
Пути формирования лексико-грамматического строя речи
(далее ЛГК) у детей:
- Создание благоприятной языковой среды с образцами грамотной речи, повышение речевой культуры взрослых;
- Развитие грамматических умений в практике речевого общения;
- Исправление грамматических ошибок;
- Чтение художественной литературы;
- Обогащение словарного запаса;
- Развитие фонематического слуха.
- Виды сказок, направленных на развитие ЛГК:
1)Русские народные сказки для детей.
2)Сказки по демонстрации с игрушками.
3)Авторские грамматические сказки.
Как развивать ЛГК на материале русских народных сказок и сказок по демонстрации с игрушками.
Рассмотрим игры и задания на примере сказки «Репка» (можно использовать сказки: «Три медведя», «Теремок» и др.).
1)«Скажи ласково»
Можно пересказать всю сказку, называя всех персонажей ласково. Посадил дедушка репушку. Выросла репушка большая-пребольшая. Стал дедушка репушку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дедушка на помощь бабушку. Бабушка за дедушку, дедушка за репушку. И т.д. потом позвали внученьку, Жученьку, кошечку и мышечку…
2)Сравнительная степень прилагательных
Просим детей сравнить персонажей по росту, возрасту, размеру и весу. Кто самый высокий, кто ниже, кто самый низкий? Кто старый, кто моложе, кто самый молодой? Кто тяжёлый, кто легче, кто самый лёгкий? Кто крупный, кто меньше, кто самый маленький? И конечно, обязательно задаём провокационный вопрос: Кто в сказке самый сильный? Благодаря кому или чему вытащили репку?
3) «Какой по счёту?» (порядковые числительные)
Просим отвечать детей на вопросы: Кто первый (второй, третий…) по счёту? Или: какой по счёту дед? Внучка? Жучка? Причём называем персонажей в разном порядке, чтобы лучше тренировать внимание детей. Если у нас цель тренировать зрительную память, можно сначала показать картинку, а затем спрятать и попросить ребёнка ответить по памяти.
4) Словообразование.
Задаём вопросы: если у репки розовые щёки, она какая? (розовощёкая). Если у репки красный нос, то она какая? (красноносая). Если у деда толстые щёки, то он какой? (толстощёкий). Если у мышки длинный хвост, то она какая? (длиннохвостая). Если у кошки пушистый хвост, то она какая? (пушистохвостая). И т.д. находим характерный признак персонажа и задаём вопрос на словообразование.
5)Предлоги: «за, перед, между».
Кто стоит за дедом, за кошкой… Кто стоит перед бабой, перед Жучкой… Кто стоит между дедом и внучкой, между Жучкой и мышкой? Затем просим ответить на вопрос: Где стоит баба? Где стоит Жучка? Используя в ответе слово: за, перед или между. Можем попросить рассказать сказку наоборот, используя только слово «перед» например. Если дети затрудняются и пропускают в речи предлог, используем хлопки или дирижирование, где хлопаем на каждое слово, выделяя предлог интонацией и хлопком.
6)Падежи.
Задаём следующие вопросы:
(И.п.) Это кто? (дед, баба…)
(Р.п.) Можем ладошкой спрятать кого-то и спросить ребёнка: кого не стало? (деда, бабы…)
(Д.п.) Кого художник нарисовал? (репку, бабу, деда)
(П.п.) О чём мечтали все? (о репке).
Сказки по демонстрации с игрушками
Когда отрабатываем предлоги, приставочные глаголы, без движений никак не обойтись. Для этого из игрушек моделируем наглядность, побуждая детей к творчеству. На начальном этапе знакомства с теми или иными предлогами или глаголами взрослый показывает и рассказывает сказку с помощью игрушек. Затем просит ребёнка стать его помощником (сказочником) и просит рассказать сказку целиком или по ролям.
Авторские лексико-грамматические сказки
Такие сказки обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий, развивают связную речь детей. Все они очень разные, творческие, интересные, поэтому хотела бы подробнее остановиться именно на них.
Создатель программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР и множества игр и пособий, Н.В. Нищева, 1-ая возглавляет список авторских игр по развитию ЛГК. Её «Развивающие сказки» (Путешествие в сказку «Как лебедь остался один», «Как щенок узнал, кто всех важнее», «Как гусь всем завидовал» и др.) представляют собой цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у дошкольников.
Следующая книга (Логосказки) написана практикующими учителями-логопедами Быстровой Г.А., Сизовой Э.А., Шуйской Т.А. В книге подобраны сказки, которые несут определённую лексическую или грамматическую нагрузку. Использование различных способов обогащения словарного запаса, наблюдение над законами словообразования и словоизменения поможет сделать развивающее общение с ребёнком радостным и интересным.
Карельская Е.Г. «Растим говорунов»
История (сказка) сначала озвучивается педагогом (или родителем), затем – самим ребёнком. При этом используются игрушки, сюжетные картинки, теневой и пальчиковый театры.
Сказка «Жадный медвежонок» (местоимения мой, моя, моё, мои).
Сказка «Красавица, рыцарь и чудовище» (согласование существительных с прилагательными).
Сказка «Принцесса Цифирь» (согласование существительных с числительными) и др. сказки на развитие ЛГК.
Васильева Е.В. «Грамматические сказки»
Грамматические сказки направлены на усвоение приставочных глаголов.
Поскольку эта тема достаточно сложная, одни и те же приставки закрепляются автором на разных глаголах. В комплекте 4 сказки, где взяты 4 базовых глагола: шить, ехать, ползти, лететь. Соответственно словообразование будет связано с этими словами: шить, сшить, подшить, ушить, вшить, вышить, зашить, пришить.
Кроме сказок демонстрационный материал имеет вопросы для обсуждения, дидактические игры, задания на расширение лексического словаря, упражнения на развитие логики, а также загадки, стихотворения из русской классики, пословицы и поговорки.
Гурин Ю.В. «Я читаю!» (Эффективная методика развития речи)
Увлекательные истории, яркие сюжетные иллюстрации, разнообразные игровые задания помогут заинтересовать ребёнка, сделают занятия эффективными и эмоционально насыщенными.
Интерактивные игры на развитие ЛГК
сайт МЕРСИБО
Более 2-х лет я являюсь активным пользователем портала Мерсибо, на котором есть возможность не только использовать игротеку сайта, но и принимать участие в вебинарах на различные темы по логопедии. Сайт известен с 2013 года и на нём создаются развивающие игры для детей от 2 до 8 лет.
Автор большинства игр - Екатерина Александровна Суслова, логопед высшей категории, ведущий специалист в области ИКТ.
Команда Мерсибо говорит о себе так:
Мы создаем игры сами: прорабатываем задачу и сюжет, рисуем и озвучиваем персонажей, сводим все вместе и выпускаем на сайт. Наши игры пригодятся на занятиях с малышами: для стимулирования речи, расширения словарного запаса, развития мышления и неречевого слуха. Детей постарше заинтересуют игры на фонематический слух и автоматизацию звуков, изучение азов чтения и математики, укрепление воздушной струи и артикуляционного аппарата.
В режиме онлайн, а также на дисках, флешках и в привычном, настольно-печатном виде, представлены различные игры, в том числе на развитие ЛГК.
Данные игры не только разнообразят работу логопеда, но и станут верным помощником родителям в домашних условиях. Главное – соблюдать временные ограничения, ведь детям очень нравятся подобные развивающие игры и их сложно остановить. Это может быть одним из способов мотивации детей.
Подводя итог данному материалу, хотелось бы отметить, что главное – это играть с детьми, привлекая сказочных героев или просто общаясь один на один. В игре мы сами проживаем вновь детство, становимся добрее, начинаем лучше понимать и чувствовать друг друга.
Таким образом, поддерживается положительный настрой у детей, стимулируется мыслительная деятельность дошкольников, что повышает мотивацию к обучению. Нам с вами не придётся в будущем заставлять их учиться, дети будут сами тянуться к знаниям, которые получили исподволь, в игре, в задушевном разговоре под названием «МЫ»...
Логопед и родители: давайте жить дружно!
Как же быстро летит время! Ещё вчера молодая мама вернулась с малышом из родильного дома, а уже сегодня он ходит в детский сад «Лопотушки»J. А там и школа не за горами… Любящие родители хотят дать ребёнку всё необходимое для его развития и здоровья, но иногда переусердствуют.
Часто мы, логопеды, сталкиваемся с такой ситуацией: не обращая внимания на речевые, а часто и психологические проблемы ребёнка, его с самого раннего возраста отдают на различные кружки, многочисленные занятия, в том числе занятия иностранными языками и т.д.
Кроме непосильной для детского организма нагрузки, он получает со всех сторон часто ненужный багаж знаний «обо всём и ни о чём», а речевые проблемы перекладываются в лучшем случае на логопеда. К моменту поступления в школу нарушения речи усугубляются, прибавляется кризис 6-летнего возраста, и наш будущий ученик попадает в группу риска.
Другой вариант, когда родители считают, что достаточно отдать ребенка в логопедическую группу, чтобы полностью решить проблему и устраняются от занятий с ним. Даже опытный логопед не сможет дать вам абсолютной гарантии, что коррекция речевых нарушений будет успешной. При отсутствии поддержки родных, у ребёнка не закрепляются результаты коррекции речи, ему не интересно и данный психологический фон только усугубляет трудности.
Мы живём в обществе, где можем найти обилие информации, как через СМИ, так и через популярную педагогическую и психологическую литературу. Не всегда данная литература поможет, чаще приведёт в замешательство. Лучше подойти к педагогу, логопеду вашей группы и он обязательно поможет найти выход из лабиринта такой «педагогической копилки».
Также хочется предостеречь тех родителей, которые недостаточно серьёзно относятся к проблемам своих детей, считая, что это издержки возраста и потом «всё пройдёт». Кто-то так умиляется неправильной речи своего малыша, что начинает вторить ему на «детский лад», искажая слова и «сюсюкая». С самого раннего возраста говорите с малышом правильно: не торопясь, используя простые по структуре и содержанию предложения, эмоционально их окрашивая.
Дарите малышу 10-15 минут вашего времени в день. Но пусть это будет только его время и регулярно, а не 1 раз по обещанию. Это могут быть задания в игровой форме, которые вам предлагает логопед, а может быть чтение книг, совместная продуктивная деятельность (рисование, лепка и мн. др.), задушевная беседа о том, как прошёл день (что ему запомнилось хорошего, доброго…)
Особый разговор о рекомендациях, которые логопед (обычно по пятницам) даёт родителям для занятий дома. Важно, чтобы эти занятия, даже сложные по содержанию, были похожи на игру, а не на школьный урок.
Не стоит выполнять задания за детей. Хорошая мама, поддерживая и поощряя успехи, направит своё дитя, научит самостоятельности. Пусть нарисованный ребёнком мячик будет скорее похож на дыню, но с каждым разом навык обведения по пунктирным точкам и навык рисования будет более совершенным, а процесс будет доставлять радость. С детишками раннего и младшего возраста можно рисовать вместе, держа ручку ребёнка в своей руке.
Другая крайность, когда родители относятся к рекомендациям логопеда крайне небрежно, считая это чем-то необязательным, ненужным и несерьёзным. Не забывайте о том, что уже сейчас закладываются качества, которые пригодятся малышу в школе. Время летит… Дети воспитываются, прежде всего, на примерах своих родителей, на примерах старших. Не выполняя заданий и рекомендаций педагогов сегодня, завтра они не смогут ожидать от своего школьника собранности, самостоятельности, ответственности и уважения к педагогу.
Главное, чтобы педагоги и родители сотрудничали, поддерживали и прислушивались друг к другу, и особенно были внимательными к детям. Именно ваше отношение к ним, любовь и поддержка, сделают гораздо больше, чем блестящая постановка звуков и развитие речи вообще. Правильная речь нужна не только логопеду, но и вашему ребёнку!
Давайте жить дружно! Только в живом общении рождается истина, приходите чаще к нам в детский сад!