Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 19.03.2024, 05:42

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД №25 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА СПБ

Меню сайта
Мы ВКОНТАКТЕ
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
Статистика

Раковец Елена Павловна

учитель-логопед группы "Сороконожки"

высшая квалификационная категория, стаж работы 30 лет

 

ЗНАЧЕНИЕ ПОДРАЖАНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

(советы родителям)

В отношении ребенка важно различать: он «еще не умеет» или «еще не может уметь», то есть, позволяет ли возраст ему научиться необходимому?

Существует много точек зрения на то, с какого возраста нужно начинать воспитание ребенка.

Достаточно жестко на этот вопрос отвечает английская поговорка: «За 20 лет до рождения». То есть воспитание надо начинать с самих себя.

Можно ли говорить о том, что родители передают своим детям речь и умение общаться через генетические механизмы?

Хорошо известно, что культура речи ребенка вырабатывается, прежде всего, в его семье. Языковеды сходятся в том, что человек обладает только готовностью к овладению языком, причем любым из известных на земле, а не только тем, на котором говорят его родители. Но у него нет предрасположенности к определенному качеству речи, если, ко­нечно, у него нет нарушений интеллекта. Умение общаться с другими людьми и тем более культура речи, вырабатываются по мере роста и развития человека.

Мы хорошо знаем из опыта, что при разговоре по телефону можно спутать голоса взрослых и их детей. Наблюдая за поведением ребенка - узнать жесты, мимику, походку, манеру смеяться и другие характерные черты его родителей.

Требования к качеству вашей речи можно суммировать следующим образом. Она должна быть четкой, грамматически правильной, по возможности, состоять из развернутых предложений, а не отрывочных слов-команд. Важно, чтобы все слова в вашей речи были хорошо различимы по звучанию и понятны ребенку по смыслу. Иногда полезно повторить сказанное, если по той или иной причине ребенок чего-то не воспринял, но ни в коем случае не следует упрекать его за это. Проявите доброжелательность и терпение, они окупятся сторицей. Полезно переспросить ребенка, понял ли он сказанное вами, или даже попросить его повторить ваши слова, но без грозного: «А ну повтори, что я тебе сказал!»

Не следует говорить слишком громко. Впечатление, что громкая речь лучше «доходит», обманчиво. Если кричит или повышает голос ребенок, не пытайтесь перекричать его. Вы достигнете с большим успехом того же результата, если в ответ, наоборот, сами заговорите с ним тихим голосом, может быть, даже на некоторое время перейдите на шепот. Для ребенка это станет своеобразной игрой, и ваша цель будет достигнута без потерь и лишних переживаний. Мало того, шепот воспринимается как интимная, доверительная форма общения, а значит, является своеобразным приглашением перейти от «военного» противостояния к столу «мирных переговоров».

Используйте естественный, природный интерес ребенка к тому, что вы говорите. У маленьких детей он растет с момента появления речи примерно до старшего дошкольного возраста. Это возраст, когда он в значительной мере зависит от вас и воспринимает без всяких дополнительных условий, без критики. Он с благодарностью принимает любые ответы на свои многочисленные вопросы. Не теряйтесь, если чего-либо не знаете. Важно, чтобы ваша речь оставалась нормативной. Хороший выход из положения - чтение книг ребенку. Они должны соответствовать его возрасту, быть доступны пониманию. Не старайтесь сделать из него чудо-ребенка. Если он усвоит все, что ему положено в его возрасте, эти знания и умения станут надежным фун­даментом его дальнейшего развития.

Не следует ограничивать ребенка только пассивным слушанием того, что вы читаете. Время от времени полезно прерывать чтение обсуждением услышанного. У детей более развито образное восприятие, и поэтому очень полезно бывает рассматривать картинки - они являются своеобразной подсказкой. Хорошо известно, что дети могут, глядя на картинку «читать» несложную сказку очень близко к тексту. Это полезно не только для тренировки памяти, но и для тренировки хорошей речи «по образцу».

Вообще полезно поощрять речь ребенка, но не любую, а только правильную. Поощрение имеет бесспорные преимущества по сравнению с наказанием. Это подтверждают не только практический опыт, но и специальные экспериментальные исследования. Тем более что наказание порой становится не средством научения или переучивания, а способом мести.

Надо также помнить, что даже если вы будете стараться говорить с ребенком по всем правилам, но в разговоре с другими членами семьи перестанете их придерживаться, а ребенок при этом будет присутствовать, все ваши старания могут оказаться напрасными.

Хорошо известно, что дети усваивают характерные для родной семьи фразы, речевые обороты, иногда диалектные слова. Не следует опасаться таких «штампов», если они соответствуют литературной норме языка. Они не только неизбежны, но могут даже приносить пользу при уместном и умеренном употреблении. Эти характерные обороты позволяют коротко и четко выразить мысль, пользуясь «готовой формой».

В жизни маленького ребенка, прежде всего дошкольника, значительную роль играет подражание. Дети сперва копируют своих родителей, затем старших братьев и сестер. Эта способность проявляется произвольно или непроизвольно, и тогда ребенок пытается стать похожим на объект подражания, во что бы то ни стало. Через внешнее подражание, увы, могут формироваться и вредные привычки.  Но сам по себе этот механизм полезен, так как позволяет экономить время на обучение в первые, самые значимые для ребенка годы жизни.

 Приспособительные возможности человека в значительной мере определяются ранним периодом его развития, и своеобразной платой за эти возможности является длительность периода обучения. Указывают разные критические сроки усвоения ос­новных навыков - от трех, пяти и в некоторых случаях до десяти лет.

В ранний период развития нервная система ребенка особенно пластична, готова к восприятию разнообразных форм поведения. Как и что в этот период усваивает ребенок от родителей? В первую очередь, это такое важное для речи качество как умение различать речевые звуки.

Трудность зачастую заключается не в недостатке способности ребенка усваивать необходимые навыки, а в том, что он вполне успешно усваивает неудачные их образцы, скорее демонстрируя этим высокие способности обучения. Поведение ребенка подобно кривому зеркалу, показывает в гротескном виде нас самих - наше отношение к себе, наши страхи, неуверенность, нервность, грубость, ссоры, бездействие, завышенные притязания.

По материалам консультации Калягина В.А., доктора медицинских наук.

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz