Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 19.03.2024, 12:35

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД №25 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА СПБ

Меню сайта
Мы ВКОНТАКТЕ
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
Статистика

Прохорова Ольга Ивановна

учитель-логопед группы "Рябинушки"

 

Анаграмма как средство формирования познавательных процессов у дошкольников

 

В статье рассмотрен вопрос значимости анаграмм для развития устной и письменной речи, познавательных процессов у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи.

Общеизвестен тот факт, что овладение правильным чтением и грамотным письмом невозможно при нарушениях устной и письменной речи.

Зависимость между состоянием речевого развития ребёнка и возможностью усвоения им школьных знаний, была установлена в специальных исследованиях, проводимых в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН.

Выявлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи – это, прежде всего дети с недоразвитием процессов фонемообразования. Отставание в фонематическом развитии, а именно неправильное овладение звуковым составом слова, создаёт серьёзные препятствия для овладения чтением и письмом. Поэтому, создание условий для активного вовлечения дошкольников в развитии познавательных процессов и раннее начало коррекции процессов фонематического восприятия, приведёт к профилактике нарушений чтения и письма.

Среди интеллектуально-развивающих игр особенно популярны игры в загадки. Процесс отгадывания загадок вызывает у детей интерес. Загадки знакомят детей с окружающим миром, расширяют кругозор, развивают и обогащают речь. Одним из вариантов игр-загадок являются анаграммы. Получать новые слова из какого-нибудь слова перестановкой в нём букв довольно увлекательное занятие, которое хорошо развивает комбинаторное мышление и грамотность. Работа с анаграммами носит развивающий характер, стимулирует интерес к процессу чтения. Ведь каждому ребенку приятно ощущать свою успешность после разгадывания очередной анаграммы. Постепенно от отдельных слов – анаграмм можно переходить к целым предложениям.

Игра в АНАГРАММЫ очень древняя. Авторство этой игры приписывается древнегреческому философу и грамматику ЛИКОФРОНУ, жившему в 3 веке до н.э.

Использование анаграмм решает следующие задачи:

1. Развитие познавательных процессов.

2. Расширение лексического запаса.

3. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза слов,

(фонематических представлений).

4. Воспитание положительной мотивации обучения.

5. Создание обстановки эмоционального подъёма, комфортности для каждого воспитанника.

6. Предупреждение нарушений чтения и письма.

Решение этих задач поможет устранить фонетико-фонематическую недостаточность и сформировать навыки звукового анализа у будущих учащихся начальной школы, а также будет способствовать выработке у детей навыка продуктивной учебной деятельности и формированию мотивации учения.

Важным условием для успешного разгадывания анаграммы является умение представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его, выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове. Формирование этого действия происходит постепенно, и требует комплексного и систематического специального обучения дошкольников. Поэтому, перед тем как начать работать с анаграммами, дети должны овладеть следующими понятиями.

1. Понимать, что «слово» - это определенное сочетание звуков, которое

имеет смысл.

2. Уметь дифференцировать слова, обозначающие разные части речи.

3. Подбирать слова к определённому смысловому ряду, учитывая:

- опорные признаки

например: полосатый, крупный, сочный (арбуз),

серый, колючий, маленький (ёж);

- обобщающие понятия:

«Какое слово лишнее и почему?» (понедельник, вечер, вторник, среда)

«Добавить нужное слово» (трамвай, автобус, троллейбус и …)

- «Назови одним словом» (чашка, тарелка, ложка, вилка – это …).

4. Делить слова на слоги, подсчитывать их количество и выделять ударный слог.

5. Подбирать слова к слоговым схемам.

6. Составлять звуковые схемы слов. Обратное задание – к данным схемам подбирать слова.

7. Подбирать к слову однокоренные слова.

8. Уметь находить лишнее слово, похожее по звуковому составу.

например: лес, лесной, леска, лесничий.

9. Составлять слова из заданных слогов.

например: ЧАШ – КА – ЧАШКА; КРА – ПИ – ВА – КРАПИВА;

10. Составлять слова с использованием начальных звуков (букв) других слов.

Например: локоть, улитка, кровать (лук).

Составлять слова по последнему звуку других слов:

Например: торт, колесо, мак (ток).

11. Заменять в слове звук или букву (в начале, середине или конце) для получения нового слова

КОМ – ТОМ – ТАМ – НАМ - НАС

12. Читать слова в обратном порядке.

13. Находить пропущенный звук на слух. (Игра «Звук потерялся»).

СО. - СОК, СОМ

СТУ. – СТУК

Б . К - БОК, БЫК

К . М – КОМ, КУМ

14. Из букв данного слова составлять новые слова.

Например: КОРАБЛЬ – кора, краб, бок, кобра…

15. Составлять из заданных букв слова (игра «Слово рассыпалось»).

Например: Т, О, К - ТОК; С, Т, У, К – СТУК; К, О, Ш, К, А – КОШКА. Такая работа развивает фонематический слух.

16. Подбирать пропущенные гласные так, чтобы получились слова с названиями на заданную тему. «Буквы потерялись».

За определённый промежуток времени дети подбирают гласные буквы так, чтобы получились слова с названиями на данную лексическую тему. (В данном упражнении может быть 2 уровня сложности.) Такое задание совершенствует фонематический анализ, развивает зрительное восприятие и словарный запас.

Овощи

Первый вариант

Л . К Р . П . Ч . С Н . К

Т . К В . К . П . С Т . . К Р . П

П . Р . Ц Б . К Л . Ж . Н К . К . Р . З .

С В . К Л . П . Т Р . Ш К . К . Р Т . Ф . Л Ь

Второй вариант

Л К Р П Ч С Н К

Т К В К П С Т К Р П

П Р Ц Б К Л Ж Н К К Р З

С В К Л П Т Р Ш К К Р Т Ф Л Ь

 

Фрукты

Первый вариант

Л . М . Н С Л . В . Б . Н . Н

Г Р . Ш . П . Р С . К . П . Л Ь С . Н

М . Н Д . Р . Н . Б Р . К . С . Н . Н . С

В . Ш Н . Г Р . Н . Т М . Н Г .

Второй вариант

Л М Н С Л В Б Н Н

Г Р Ш П Р С К П Л Ь С Н

М Н Д Р Н Б Р К С Н Н С

В Ш Н Г Р Н Т М Н Г

 

Домашние животные

Первый вариант

К . Т Б . К Б . Р . Н

С В . Н Ь . К . Ш К . Л . Ш . Д Ь

 

Второй вариант

К Т Б К Б Р Н

С В Н Ь К Ш К Л Ш Д Ь

 

Составляя анаграммы, мы классифицируем их по лексическим темам и адаптируем для детей с ТНР подготовительного возраста. Задания несут развивающую, а также коррекционную направленность и соответствуют основным принципам дидактики. Таким образом, данная работа может быть использована как на занятиях по обучению грамоте, так и на любых занятиях по развитию речи.

В нашей работе используются анаграммы по лексическим темам. Предлагаем некоторые из них.

1. Животные

ДАР + ПОЛЕ = ЛЕОПАРД

НОТА + ЛИПА = АНТИЛОПА

РАЙОН + СТОГ = ГОРНОСТАЙ

ЗОБ + И + КАДР = ДИКОБРАЗ

СОН + УТОК = УТКОНОС

2. Птицы

КОРОВА + НОЖ = ЖАВОРОНОК

БОЛЬ + АСТРА = АЛЬБАТРОС

ОВАЛ + КАМИН = МАЛИНОВКА

СЕЛО + ВОЙ = СОЛОВЕЙ

ЛИК + ПЕНА = ПЕЛИКАН

ДЕКА + КРОВ = КЕДРОВКА

КОМА + НАЛИВ = МАЛИНОВКА

РУКА + КАПОТ = КУРОПАТКА

КОМ + УХА + ВОЛ = МУХОЛОВКА

УТРО + ЯК + ЗАГС = ТРЯСОГУЗКА

ВЕК + БИСЕР + НУТ = БУРЕВЕСТНИК

3. Цветы

ИДОЛ + СЛУГА = ГЛАДИОЛУС

ВОИН + ЧУДАК = ОДУВАНЧИК

ШАР + КОМА = РОМАШКА

ДЕКА + ЗУБАН = НЕЗАБУДКА

4. Ягоды

ШРАМ + ОКО = МОРОШКА

ИРАН + ЧЕК = ЧЕРНИКА

ДОН + ГРИВА = ВИНОГРАД

КУРС + БАНИ = БРУСНИКА

БУКА + КЛИН = КЛУБНИКА

ЛИКО + ГУБА = ГОЛУБИКА

ТИНА + КОСЯК = КОСТЯНИКА

МИНОР + СОДА = СМОРОДИНА

ЛЕК + НИЗ + ЯМА = ЗЕМЛЯНИКА

5. Грибы

БЕК + ДИВО + ПОЗЁР = ПОДБЕРЁЗОВИК

ПОВОД + ИНОК + СИ = ПОДОСИНОВИК

ЛИК + И+ ЧАС = ЛИСИЧКА

ЛЁС + КАН + ОМ = МАСЛЁНОК

ВОР + И + БОК = БОРОВИК

ХОР + ОМ + УМ = МУХОМОР

Используя анаграммы в нашей работе, мы добились положительной динамики в развитии познавательных процессов у дошкольников с речевыми нарушениями. Создавая условия для активного вовлечения воспитанников в процесс обучения, способствовали формированию коммуникативной, информационной и общекультурной компетенций, которые создадут положительную мотивацию обучения в школе.

Данный опыт может быть использован в работе педагогами (логопедами, воспитателями, учителями начальных школ), а также родителями.

 

Список литературы:

1. Голубовский М. Анаграммные вариации: состукивание слов. Журнал Вестник online № 24 (335) 26 ноября 2003г.

2. Мельников С. Журнал «Весёлый затейник» № 2 1998г.

3. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. М., 2005г.

4. Хейфец Б.Л. Поиграй сам и с друзьями. Сборник интеллектуальных игр. «Интеллект- Центр» Москва 2002г.

5. Яворовская И.А. Парад шарад: анаграммы, шарады, викторины, загадки. «Феликс» 2011г.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz