Главная | Регистрация | Вход | RSS | Вторник, 17.09.2024, 21:24 |
ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД №25 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА СПБ | |
Приветствую Вас Гость |
|
Прохорова Ольга Ивановнаучитель-логопед группы "Рябинушки"
Анаграмма как средство формирования познавательных процессов у дошкольников
В статье рассмотрен вопрос значимости анаграмм для развития устной и письменной речи, познавательных процессов у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Общеизвестен тот факт, что овладение правильным чтением и грамотным письмом невозможно при нарушениях устной и письменной речи. Зависимость между состоянием речевого развития ребёнка и возможностью усвоения им школьных знаний, была установлена в специальных исследованиях, проводимых в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН. Выявлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи – это, прежде всего дети с недоразвитием процессов фонемообразования. Отставание в фонематическом развитии, а именно неправильное овладение звуковым составом слова, создаёт серьёзные препятствия для овладения чтением и письмом. Поэтому, создание условий для активного вовлечения дошкольников в развитии познавательных процессов и раннее начало коррекции процессов фонематического восприятия, приведёт к профилактике нарушений чтения и письма. Среди интеллектуально-развивающих игр особенно популярны игры в загадки. Процесс отгадывания загадок вызывает у детей интерес. Загадки знакомят детей с окружающим миром, расширяют кругозор, развивают и обогащают речь. Одним из вариантов игр-загадок являются анаграммы. Получать новые слова из какого-нибудь слова перестановкой в нём букв довольно увлекательное занятие, которое хорошо развивает комбинаторное мышление и грамотность. Работа с анаграммами носит развивающий характер, стимулирует интерес к процессу чтения. Ведь каждому ребенку приятно ощущать свою успешность после разгадывания очередной анаграммы. Постепенно от отдельных слов – анаграмм можно переходить к целым предложениям. Игра в АНАГРАММЫ очень древняя. Авторство этой игры приписывается древнегреческому философу и грамматику ЛИКОФРОНУ, жившему в 3 веке до н.э. Использование анаграмм решает следующие задачи: 1. Развитие познавательных процессов. 2. Расширение лексического запаса. 3. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза слов, (фонематических представлений). 4. Воспитание положительной мотивации обучения. 5. Создание обстановки эмоционального подъёма, комфортности для каждого воспитанника. 6. Предупреждение нарушений чтения и письма. Решение этих задач поможет устранить фонетико-фонематическую недостаточность и сформировать навыки звукового анализа у будущих учащихся начальной школы, а также будет способствовать выработке у детей навыка продуктивной учебной деятельности и формированию мотивации учения. Важным условием для успешного разгадывания анаграммы является умение представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его, выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове. Формирование этого действия происходит постепенно, и требует комплексного и систематического специального обучения дошкольников. Поэтому, перед тем как начать работать с анаграммами, дети должны овладеть следующими понятиями. 1. Понимать, что «слово» - это определенное сочетание звуков, которое имеет смысл. 2. Уметь дифференцировать слова, обозначающие разные части речи. 3. Подбирать слова к определённому смысловому ряду, учитывая: - опорные признаки например: полосатый, крупный, сочный (арбуз), серый, колючий, маленький (ёж); - обобщающие понятия: «Какое слово лишнее и почему?» (понедельник, вечер, вторник, среда) «Добавить нужное слово» (трамвай, автобус, троллейбус и …) - «Назови одним словом» (чашка, тарелка, ложка, вилка – это …). 4. Делить слова на слоги, подсчитывать их количество и выделять ударный слог. 5. Подбирать слова к слоговым схемам. 6. Составлять звуковые схемы слов. Обратное задание – к данным схемам подбирать слова. 7. Подбирать к слову однокоренные слова. 8. Уметь находить лишнее слово, похожее по звуковому составу. например: лес, лесной, леска, лесничий. 9. Составлять слова из заданных слогов. например: ЧАШ – КА – ЧАШКА; КРА – ПИ – ВА – КРАПИВА; 10. Составлять слова с использованием начальных звуков (букв) других слов. Например: локоть, улитка, кровать (лук). Составлять слова по последнему звуку других слов: Например: торт, колесо, мак (ток). 11. Заменять в слове звук или букву (в начале, середине или конце) для получения нового слова КОМ – ТОМ – ТАМ – НАМ - НАС 12. Читать слова в обратном порядке. 13. Находить пропущенный звук на слух. (Игра «Звук потерялся»). СО. - СОК, СОМ СТУ. – СТУК Б . К - БОК, БЫК К . М – КОМ, КУМ 14. Из букв данного слова составлять новые слова. Например: КОРАБЛЬ – кора, краб, бок, кобра… 15. Составлять из заданных букв слова (игра «Слово рассыпалось»). Например: Т, О, К - ТОК; С, Т, У, К – СТУК; К, О, Ш, К, А – КОШКА. Такая работа развивает фонематический слух. 16. Подбирать пропущенные гласные так, чтобы получились слова с названиями на заданную тему. «Буквы потерялись». За определённый промежуток времени дети подбирают гласные буквы так, чтобы получились слова с названиями на данную лексическую тему. (В данном упражнении может быть 2 уровня сложности.) Такое задание совершенствует фонематический анализ, развивает зрительное восприятие и словарный запас. Овощи Первый вариант Л . К Р . П . Ч . С Н . К Т . К В . К . П . С Т . . К Р . П П . Р . Ц Б . К Л . Ж . Н К . К . Р . З . С В . К Л . П . Т Р . Ш К . К . Р Т . Ф . Л Ь Второй вариант Л К Р П Ч С Н К Т К В К П С Т К Р П П Р Ц Б К Л Ж Н К К Р З С В К Л П Т Р Ш К К Р Т Ф Л Ь
Фрукты Первый вариант Л . М . Н С Л . В . Б . Н . Н Г Р . Ш . П . Р С . К . П . Л Ь С . Н М . Н Д . Р . Н . Б Р . К . С . Н . Н . С В . Ш Н . Г Р . Н . Т М . Н Г . Второй вариант Л М Н С Л В Б Н Н Г Р Ш П Р С К П Л Ь С Н М Н Д Р Н Б Р К С Н Н С В Ш Н Г Р Н Т М Н Г
Домашние животные Первый вариант К . Т Б . К Б . Р . Н С В . Н Ь . К . Ш К . Л . Ш . Д Ь
Второй вариант К Т Б К Б Р Н С В Н Ь К Ш К Л Ш Д Ь
Составляя анаграммы, мы классифицируем их по лексическим темам и адаптируем для детей с ТНР подготовительного возраста. Задания несут развивающую, а также коррекционную направленность и соответствуют основным принципам дидактики. Таким образом, данная работа может быть использована как на занятиях по обучению грамоте, так и на любых занятиях по развитию речи. В нашей работе используются анаграммы по лексическим темам. Предлагаем некоторые из них. 1. Животные ДАР + ПОЛЕ = ЛЕОПАРД НОТА + ЛИПА = АНТИЛОПА РАЙОН + СТОГ = ГОРНОСТАЙ ЗОБ + И + КАДР = ДИКОБРАЗ СОН + УТОК = УТКОНОС 2. Птицы КОРОВА + НОЖ = ЖАВОРОНОК БОЛЬ + АСТРА = АЛЬБАТРОС ОВАЛ + КАМИН = МАЛИНОВКА СЕЛО + ВОЙ = СОЛОВЕЙ ЛИК + ПЕНА = ПЕЛИКАН ДЕКА + КРОВ = КЕДРОВКА КОМА + НАЛИВ = МАЛИНОВКА РУКА + КАПОТ = КУРОПАТКА КОМ + УХА + ВОЛ = МУХОЛОВКА УТРО + ЯК + ЗАГС = ТРЯСОГУЗКА ВЕК + БИСЕР + НУТ = БУРЕВЕСТНИК 3. Цветы ИДОЛ + СЛУГА = ГЛАДИОЛУС ВОИН + ЧУДАК = ОДУВАНЧИК ШАР + КОМА = РОМАШКА ДЕКА + ЗУБАН = НЕЗАБУДКА 4. Ягоды ШРАМ + ОКО = МОРОШКА ИРАН + ЧЕК = ЧЕРНИКА ДОН + ГРИВА = ВИНОГРАД КУРС + БАНИ = БРУСНИКА БУКА + КЛИН = КЛУБНИКА ЛИКО + ГУБА = ГОЛУБИКА ТИНА + КОСЯК = КОСТЯНИКА МИНОР + СОДА = СМОРОДИНА ЛЕК + НИЗ + ЯМА = ЗЕМЛЯНИКА 5. Грибы БЕК + ДИВО + ПОЗЁР = ПОДБЕРЁЗОВИК ПОВОД + ИНОК + СИ = ПОДОСИНОВИК ЛИК + И+ ЧАС = ЛИСИЧКА ЛЁС + КАН + ОМ = МАСЛЁНОК ВОР + И + БОК = БОРОВИК ХОР + ОМ + УМ = МУХОМОР Используя анаграммы в нашей работе, мы добились положительной динамики в развитии познавательных процессов у дошкольников с речевыми нарушениями. Создавая условия для активного вовлечения воспитанников в процесс обучения, способствовали формированию коммуникативной, информационной и общекультурной компетенций, которые создадут положительную мотивацию обучения в школе. Данный опыт может быть использован в работе педагогами (логопедами, воспитателями, учителями начальных школ), а также родителями.
Список литературы: 1. Голубовский М. Анаграммные вариации: состукивание слов. Журнал Вестник online № 24 (335) 26 ноября 2003г. 2. Мельников С. Журнал «Весёлый затейник» № 2 1998г. 3. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. М., 2005г. 4. Хейфец Б.Л. Поиграй сам и с друзьями. Сборник интеллектуальных игр. «Интеллект- Центр» Москва 2002г. 5. Яворовская И.А. Парад шарад: анаграммы, шарады, викторины, загадки. «Феликс» 2011г.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
uCoz |