Дистанционные консультации педагогов для родителей
Аржанцева Марина Игоревна - воспитатель группы "Ромашки"
Стаж педагогической работы - 12 лет
КРИЗИС 7 ЛЕТ
Кризисом семи лет заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребенка — младший школьный возраст. Он может начаться и раньше — в шесть и даже в пять с половиной лет. Если вашему ребенку вдруг надоел детсад, а привычные игры уже не доставляют ему удовольствия, если он стал непослушным, у него возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, это означает, что наступил очередной кризис. По сравнению с другими он проходит мягче, однако важно вовремя заметить его и правильно среагировать.
Симптомы кризиса
- Ребенок утрачивает детскую непосредственность и импульсивность. Между переживанием и поступком вклинивается осмысление происходящего. Если раньше малыш кидался в свои дела не задумываясь, то теперь он начинает задумываться о том, "что будет, если...", и заранее оценивать последствия своих поступков.
- Возникает произвольность деятельности и поведения. Эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребенок уже способен сознательно управлять своим поведением.
- Наблюдается рост познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной, формирование "внутренней позиции школьника".
- Ребенок начинает обобщать свои переживания. Раньше отдельные удачи или промахи не влияли на мнение ребенка о самом себе. Теперь же любые переживания обобщаются, и в результате делаются выводы о том, "какой я", "как ко мне относятся", а это влияет на отношение ребенка к самому себе и к делу, которым он занимается, заставляет его меняться и быть недовольным тем, что есть, искать что-то новое.
Кризис семи лет называют периодом рождения социального Я ребенка. Ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений, стремиться занять новое, более взрослое положение в жизни. Дети уже пробовали "повзрослеть", подражая нашему поведению, играя во взрослых, но... пришли к выводу, что для взрослости чего-то явно не хватает. Хотя чего именно, они пока не знают...
Ясно, что по-старому дети жить уже не хотят, то, что было, их уже не устраивает. Возникает кризисная ситуация: "хочу, но не могу". А значит, начинается ломка старых стереотипов.
Как только на смену игровой мотивации приходит познавательная, начинается перестройка отношений с окружающими людьми. Теперь детям нужны не опекающие защитники, а помощники, способные дать то, чего им не хватает: новые знания. Поэтому очень важно, чтобы близкие взрослые заметили происходящие перемены и смогли вовремя перестроить свои отношения с ребенком.
Общие рекомендации родителям будущих первоклассников:
- Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.
- Помните о том, что у вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и огорчает. Спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступать в той или иной ситуации.
- Заведите традицию беседовать с ребенком перед сном. Пусть он засыпает с приятными мыслями.
- Никогда не высказывайте в присутствии ребенка дошкольника своих опасений относительно начала его обучения в школе.
- Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Даже если он совершил что-то, на ваш взгляд ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным и спокойным голосом. Введите «разгрузочный» день, в этот день дайте себе слово не кричать на ребенка и не ругать его.
- Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли вы много от него хотите.
- Самые большие трудности у первоклашек вызывает письмо: пальчики непослушные и нетренированные.
Попробуйте в августе хотя бы по 20 минут обводить в тетради клеточки, рисовать в них кружочки, составлять орнаменты из палочек, лепить из глины, пластилина, выполнять действия с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, вырезание ножницами). Учите его правильно сидеть за столом, держать ручку, сосредотачивать внимание. Если у вас есть старые прописи, можно просто обводить буквы-образцы по многу раз. - Играйте с ребенком. Вот вы накрываете на стол, а ребенок рядом. Поставьте одну тарелку для себя и спросите: кто еще будет ужинать, сколько тарелок достать, а вилок, а чашек? Можно считать кусочки хлеба и помидоры для салата, сколько ступенек вы прошли, сколько осталось. А еще очень полезно посчитать, сколько домов, поворотов, дорожек до школы.
- И последнее: во всем должна быть система. Те же палочки и кружочки пишите ежедневно в одно время, не пропуская и не отмахиваясь.
- Ваше спокойное и серьезное отношение к учебе ребенка - самый главный пример для подражания.
- Больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки и тогда все получится.
Правила поведения в процессе общения с детьми.
1. Дайте понять вашему ребенку, ЧТО ВЫ ПРИНИМАЕТЕ ЕГО ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ. Старайтесь употреблять такие выражения: «ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».
2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь». И только тогда ваш ребенок будет способен видеть, принимать и уважать вас.
3. Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.
4. Прежде, чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки.
5. В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорично сказать слово «нельзя», попробуйте использовать едва заметный жест, мимику, взгляд.
Сказать, ничего не говоря, - это высочайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми. Старайтесь, высказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например, «Саша, Сашенька, сын, сынок...»
6.Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте всем своим внешним видом, что это вам уже неинтересно.
7. Не говорите ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что многие из тех установок, которые они получат от вас, в дальнейшем определять их поведение. Сказав: «Дурачок, ты мой» - исправьтесь: «В тебе все прекрасно», сказав «Уж лучше тебя вообще не было на свете!», исправьтесь «Какое счастье, что ты есть»; вместо фразы: «Думай только о себе, никого не жалей», скажите: «Сколько отдашь - столько получишь»
8. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой- либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимать решение только самим. Например, вместо фразы: «Не твоего ума дело...» - скажите: «как ты думаешь, что для этого нужно сделать? Твое мнение всем интересно».
9. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.
10.Не допускайте, чтобы ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: «Я вижу, что тебя что- то беспокоит», «Я вижу, что тебя кто-то огорчил», «Расскажи мне, что с тобой...»
11. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать, а вечером пожелать ему спокойной ночи.
12. Старайтесь адекватно реагировать на поступки детей:
- Постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий? Спросите его о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания;
- Оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил. Например, ребенок разбил чашку и тут же можно услышать: «Ах ты, негодяй, опять разбил чашку!» наиболее уместным было бы такое замечание: «Сын, ты разбил чашку. Не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник и совок, уберем осколки». А чтобы это не повторилось, инцидент можно использовать как обучение, сказав ребенку: «Я думаю, чашка разбилась потому, что ты неправильно ее держал».
- Дайте понять ребенку, что независимо от поступка, вы к нему относитесь положительно. Например: «Сынок, я тебя по-прежнему люблю, но сейчас ты поступил некрасиво»
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
13. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: «Я сейчас занята...», «Сколько раз я тебе говорила», «Вечно ты во все лезешь», «Что бы ты без меня делал», «Это надо делать не так»
14. Для того, чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:
- Барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами)
- Барьер взрослости (вы не чувствуете переживаний ребенка, не понимаете его потребностей)
- Барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогическое воздействие собственных родителей)
- Барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей)
15. Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:
- Для развития у ребенка умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: «Сначала послушай, что говорят другие, потом говори сам» и используйте в этом случае пословицу «Слово серебро, молчание золото»
- Если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом, например: «На мой взгляд, ты забыл сказать что-то важное».
- Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: «Давайте говорить друг другу комплименты».
- Для развития у детей умения общаться без слов предложите им игры: «Через стекло», «Расскажи стихи руками». Попробуйте 15 минут общаться при помощи мимики и жестов.
- Для развития умения понимать настроения и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников, например: «посмотри внимательно на маму. Как ты думаешь, какое у нее настроение? (Грустное). Давай придумаем, как ее можно развеселить». Предложите детям игры «на что походе настроение?», «нарисуй свой страх и победи его».
- Для развития у детей чувства эмпатии (сопереживания) используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: сказка это хорошо или плохо? Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они?
Слова, которые нужно говорить ребенку, как можно чаще
Чтобы одобрить его поступки: «Хорошо. Отлично. Мне нравится»
Чтобы поддержать начинания: «Как у тебя хорошо получается! Ну, еще немного! Давай попытаемся еще раз»
Чтобы малыш почувствовал поддержку: «Ты очень хорошо себя вел. Я тобой горжусь. Ты просто золото!»
Чтобы похвалить способности: «Как здорово у тебя получилось! Очень красиво»
Чтобы поблагодарить за помощь: «Спасибо за помощь. Что бы я без тебя делала?!»
Чтобы малыш понял, почему нужно поступать так: «Это делается так, потому что...» «Все дело в том, что...»
Чтобы поддержать идеи: «Замечательная игра, как ты здорово придумал!» «Прекрасная игра! Ты гений!»
Чтобы малыш чувствовал, что он любим: «Как я тебя люблю! Мне нравится, когда ты такой» «Какой красивый ребенок!»
Слово - сильное оружие
Когда вы хотите, чтобы ваш ребенок... |
не говорите: |
говорите: |
быстрее шел домой, |
«Либо ты все бросаешь и сейчас же идешь домой, либо я ухожу без тебя». (Угроза оставить.) |
«Пойдем, если мы не уйдем сейчас, у нас не будет времени поиграть». (Попытка заинтересовать.) |
собрал разбросанные вещи. |
«Ты неисправим, опять все разбросал, неряха!» (Унижение.) |
«Давай поиграем, кто больше соберет игрушек». (Предложение увлекательной игры.) |
оделся потеплее, выходя на улицу |
«Если ты сейчас же не наденешь пальто...» (Угроза) |
«Ух! Какой мороз! Какой шарф ты наденешь к этому пальто - в клетку или однотонный?» (Возможность выбора.) |
не тянул ничего в рот, |
«Да не соси ты эту гадость, поросенок! Подхватишь что- нибудь! (Оскорбление, грубость.) |
«Если ты будешь сосать грязные вещи, у тебя заболит животик. Не надо это делать». (Просьба, объяснение.) |
не трогал ваши вещи. |
«Ну что, руки чешутся? Ты меня в могилу сведешь». (Обвинение.) |
«Не трогай это, ты можешь это разбить, и мама расстроится» (Объяснение, апеллирующее к чувству.) |
Вместо того чтобы говорить: |
лучше скажите: |
«Сейчас ты упадешь», - |
«Подожди, сейчас я тебе дам руку». |
«Ты один не справишься», - |
«Попробуй сделать это сам, а если увидишь, что у тебя не получается, скажи мне, и я тебе помогу». |
«У тебя это получится плохо», - |
«Это не просто, но если ты постараешься, то у тебя обязательно получится так же хорошо, как и у меня». |
«Я тебя больше не люблю», - |
«Мне не нравится, когда ты себя так ведешь, меня это расстраивает. Никогда больше так не делай, хорошо?!» |
«Ну что ты там копаешься?!» - |
«Ты же ничем не хуже (Пети, Маши...) и тоже умеешь себя хорошо вести. Правда? |