Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 20.01.2019, 12:18

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД №25 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА СПБ

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12

Малахова Елизавета Михайловна

Воспитатель старшей группы "Веселые человечки"

Высшее педагогическое образование

Первая квалификационная категория

Педагогический стаж 16 лет

ДИСТАНЦИОННЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КАРТОТЕКА ТЕЛЕСНО – ОРИЕНТИРОВАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНО – ОРИЕНТИРОВАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР

 

«Броня блокирует тревогу и не нашедшую выход энергию, цена этого — обеднение личности, потеря естественной эмоциональности, невозможность получать наслаждение от жизни и работы».
Вильгельм Райх

В современном мире наш ритм жизни не дает не на минуту остановиться, отдохнуть, сделать паузу или просто подышать или отдохнуть. Такому ритму жизни подвержены не только взрослые, но и дети. Утром нужно бежать в школу или детский сад, да и на работу нельзя опоздать, после сада или школы бесконечные кружки, репетиторы, секции. Современные дети не успевают отдохнуть, насладиться детством. Постоянные упреки «давай быстрее», «у нас мало времени», «мы опаздываем» подавление эмоций фиксируют напряжение соответствующих блоков на мышцах. Это напряжение, становясь хроническим. Рано или поздно оно приводит к образованию «мышечного панциря», что создает благоприятную почву для развития различных сопротивлений и даже борьбы с внешним миром, а значит и с собой, так как подавляется естественная эмоциональная деятельность человека. Ребенок не чувствует или не может исполнить своих истинных желаний, прийти к равновесию и пониманию себя. Проводя день за днем, год за годом в подобном корсете, человек становиться все более и более «тяжелым», он скован тем грузом эмоций, что таскает на себе в виде своеобразной одежды, панциря. В итоге ребенок перестает замечать свою скованность и безжизненность, теряет живой интерес к жизни и полностью перемещается в голову, где проводит всю свою жизнь. К сожалению мы не можем притормозить этот ритм жизни, но мы можем помочь нашим детям получать удовольствие от жизни. Основоположником телесно – ориентированного подхода стал Вельган Райх, австрийский психиатр. Он предположил, что психосоматические заболевания — это заболевания, причинами которых являются в большей мере психические процессы больного, чем непосредственно какие-либо физиологические причины. Если медицинское обследование не может обнаружить физическую или органическую причину заболевания, или если заболевание является результатом таких эмоциональных состояний как гнев, тревога, депрессия, чувство вины, тогда болезнь может быть классифицирована как психосоматическая. В рамках психосоматики исследуются связи между характеристиками личности (конституциональные особенности, черты характера и личности, стили поведения, типы эмоциональных конфликтов) и тем или иным соматическим заболеванием. В последнее время в детские сады приходит большое количество тревожных детей, депрессивных, которым уже в таком возрасте не интересно и скучно жить. Какие факторы могут влиять на детей? Это может быть и завышенные требования к ребенку, особенности воспитание, отсутствие теплых эмоциональных взаимоотношений. Организм является материальным отражением всех пережитых эмоциональных состояний. Именно у тех детей, которые сдерживают свои эмоции формируются телесные блоки. Каждая часть тела отвечает за определенные страхи человека и в зависимости от того, в каком месте возникают неприятные ощущения, можно определить, чего боится ребенок. Телесно-ориентированный подход - это одно из самых современных направлений при работе с детьми, которое использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Задача телесно-ориентированной терапии - распускание мышечных зажимов через процедуру телесного контакта. Использовать ее можно в работе с детьми с разнообразными эмоциональными проблемами, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелыми заболеваниями.

Телесно-ориентированная терапия применяется при таких проявлениях, как:

  • тревожность
  • возбудимость
  • агрессивность
  • страхи
  • навязчивости и стереотипии
  • трудности в общении
  • замкнутость, застенчивость
  • нарушения в детско-родительских отношениях (снимается барьер, «дистанция» в отношениях с родителями, они позволяют стать ближе, роднее друг другу, избавится от обоюдных обид и претензий)
  • неуверенность в себе (проблемы с отстаиванием своего мнения, защитой себя)

Вильгельм Райх разработал ряд техник позволяющих расслабить зажимы, блоки. Новизна подхода Райха в том, что он предложил новаторский метод решения проблемы путем воздействия на напряженную группу мышц. Специальные методики были разработаны для того, чтобы уменьшить хроническое напряжение каждой группы мышц с помощью физического воздействия. Созданная Райхом методика представляет собой уменьшение мышечного напряжения отдельно для каждой из групп мышц, через воздействие на которые высвобождаются соответствующие им скрытые эмоции и чувства. Каждый из этих отделов в определенной степени независим, а потому работу над снятием зажимов в них можно проводить как в нескольких отделах одновременно, так и по отдельности.

Цель: активизация и улучшение коррекционного процесса.

Задачи: Телесно-ориентированный подход направлен на решение многих задач развития детей, это

  • Развитие координации равновесия;
  • Повышение сенсорной чувствительности;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие зрительного анализатора;
  • Снятие психомоторного напряжения;
  • Обучение основам саморегуляции;
  • Развитие эмоциональной сферы, навыков общения и моделирование эмоций.
  • Формирование уверенности в себе, умение принимать себя.
  • Развитие творческих способностей.

Элементы телесно-ориентированного подхода:

  • упражнения на координацию движений, подвижные игры различной интенсивности
  • пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж пальцев рук, упражнения с палочками, с мячами, с мелкими предметами;
  • растяжки, стретчинг
  • релаксационные упражнения, этюды
  • дыхательные, звуковые, артикуляционные упражнения
  • ритмические и танцевальные упражнения
  • коммуникативные игры
  • игры и упражнения на знакомство и закрепление эмоциональных состояний
  • игры и упражнения валеологической направленности.

 

Где можно использовать элементы телесно – ориентированного подхода:

  • В совместной деятельности с детьми
  • Как часть занятия
  • На прогулке
  • В индивидуальной и коррекционно - развивающей работе
  • В игровой деятельности
  • В различных режимных моментах
  • В свободное время для снятия эмоционального напряжения педагогов.

 

Методика проведения:

1. Глаза. Мышечное напряжение в области глаз находит свое проявление в статичном положении лба и не выражающих эмоций глаз, смотрящих, словно из неподвижной маски. Преодоление мышечного зажима в области глаз происходит через раскрывание детьми глаз на максимально возможной широте, на которой это только возможно, словно во время испытания чувства страха, для того чтобы заставить веки и лоб принудительно проявить выражение эмоций. Эффективно также упражнение на свободное движение глаз, круговые вращения и перемещение зрачков из одной стороны в другую.

2. Рот. Ротовая область включает в себя мышцы горла, подбородка и затылка. Челюсть человека может принимать две “крайности” – либо быть в слишком сжатом состоянии, либо напротив, быть чересчур расслабленной. Ротовой сегмент проявляет эмоции гнева, покусывания, крика, рыдания, гримасничаний. Достижение расслабления мышечного панциря может быть достигнуто посредством изображения человеком покусывания, рыдания, произнесения открытых звуков, в процессе произнесения которых задействуются губы, а также через естественную работу над определенными мышцами.

3. Шея. Данный отдел включает мышцы шеи и язык. Мышечный защитный панцирь удерживает такие проявления эмоций, как крик, плач и гнев. Непосредственное влияние на мышцы в основании шеи не реально, в связи с этим наиболее действенными методами распускания мышечного панциря являются вопли и крики.

4. Грудь. Грудной отдел включает широкие грудные мышцы, плечевые мышцы, мышцы лопаток, грудную клетку, а также руки и кисти рук. Грудной отдел препятствует проявлению эмоций смеха, страсти, грусти. Именно в грудном отделе происходит сдерживание дыхательных процессов, посредством которого подавляется любая человеческая эмоция. Мышечный панцирь может быть убран благодаря постоянной работе над дыхательными процессами, в частности управления полным выдохом. Зажатие в области рук и кистей рук устраняется через резкие хлесткие удары, разрывание или разбиение чего-либо с определенной целью, посредством остальных движений рук и кистей.

5. Диафрагма. Данный отдел включает в себя солнечное сплетение, диафрагму, различные внутренние органы, а также позвоночные мышцы. Основным результатом проявления защитного мышечного панциря является выгнутость позвоночника. В связи с наличием промежутка между нижней частью спины и кроватью пациент ощущает дискомфорт при выдохе. На данном этапе мышечный панцирь в наибольшей степени подавляет чувство гнева. С целью устранения зажимов в области диафрагмы изначально рекомендуется применять разнообразные методы целенаправленной релаксации, массажа и т.п. После эффективного устранения мышечного панциря в перечисленных четырех областях возможна работа над устранением панциря, препятствующего расслаблению мышц диафрагмы. Вышеупомянутые действия осуществляются длительной и тяжелой работой над специально предусмотренными дыхательными упражнениями.

6. Живот. Область живота является одной из наиболее распространенных областей образования мышечного панциря. Данный сегмент включает мышцы спины и широкие мышцы живота. Считается, что напряжение мышц поясницы связано со страхом нападения, как непосредственного физического, так и косвенного. Защитный панцирь на мышцах талии ассоциируется с подавлением отвращения, злости, ненависти, а также с подавлением боязни щекотки. Если во всех предыдущих областях работа по устранению мышечного панциря проведена эффективно, то раскрепощение мышц живота не занимает много времени.

7. Таз. К сегменту таза относятся мышцы таза и мышцы нижних конечностей. Характерным проявление зажатости мышц в данной области является наличие у человека выпяченного назад таза, причем степень выпячивания напрямую связана со степенью зажатости мышц.

Формы работы с родителями:

  • Консультации
  • Презентации
  • Мастер – классы

Формы работы с педагогами:

  • Совместное проведение упражнений с педагогом – психологом
  • Консультации
  • Подбор информации в интернете
  • Родительские собрания
  • Анкетирование
  • Мастер - классы

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Январь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2019
uCoz