Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 06.12.2024, 00:38

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД №25 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА СПБ

Меню сайта
Мы ВКОНТАКТЕ
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 34
Статистика

Газарян Татьяна Александровна - учитель - логопед группы "Теремок"

Газарян Татьяна Александровна  - учитель - логопед группы "Теремок"
стаж педагогической работы - 23 года

 

Уважаемые родители группы Теремок

МЫ УЖЕ ЗНАЕМ

ЗВУКИ и БУКВЫ

 

А О У И Э ы М П Б Д Т В Ф К

Для того чтобы закрепить зрительный образ букв и помочь ребенку усвоить материал занятий ПОИГРАЙТЕ ДОМА С РЕБЕНКОМ следующим образом:

- Придумывайте слова, которые начинаются с этих ЗВУКОВ, выберите картинки из лото, в которых этот звук первый (астра, укроп, игрушки …).

- Помним: знают даже малыши – нету слов на букву Ы !

- Пусть ребенок послушает Ваши слова и назовёт, какой первый звук в них. Попробуйте поискать БУКВЫ в книгах, на вывесках магазинов, зачеркивать карандашом, фломастером буквы в старых газетах.

Для полного запоминания букв можно их лепить из пластилина, складывать из палочек, сгибать из мягкой проволочки, рисовать в воздухе.

Если дома есть магнитная или разрезная азбука, можно поиграть с буквами по-другому.

Взрослый скажет несколько звуков, например, «ИА», а ребенок пусть попытается выложить то, что услышал, из букв.

 

Так мы закрепим знания детей о буквах, будем развивать фонематический слух ребенка, мелкую моторику рук, а также поможем ребенку научиться ориентироваться на листе бумаги, что необходимо для будущего чтения и письма.

 

                                                  

 

 

Уважаемые родители!

Выполняя с ребенком задание по обучению грамоте, рассказываем детям, что:

Наша речь состоит из предложений.

Предложение нам о чем-то рассказывает.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук – то, что мы произносим и слышим.

Буква – то, что мы произносим и пишем.

Звук обозначаем буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом, долго тянуть, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке 6 гласных звуков: А, О, У, И, Ы, Э. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв – десять: шесть - А, О, У, И, Ы, Э – соответствуют звукам и четыре – йотированные, которые обозначают два звука: Я (ЙА), Ю (ЙУ), Е (ЙЭ), Ё (ЙО) * в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, лилия); после мягкого и твердого знаков (семья, подъём).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я-А, Ю –У, Е –Э, Ё –О.

Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду (губы, зубы, язык).

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло:

глухие согласные звуки – голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф,Х,Ц, Ч,Ш, Щ.

звонкие согласные звуки – голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Твердость и мягкость звуков определяются на слух.

Всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие – зеленым.

КТО ТАКОЙ ЛОГОПЕД 
Не будем ходить вокруг да около, начнем с определения. Логопед — коррекционный педагог (да-да, педагог, не врач), занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Однако логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда начинается с развития у детей психических процессов (внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления, общей и мелкой моторики). Также в его задачи входят: расширение и обогащение словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, обучение грамоте. 
Какими же знаниями владеет данный специалист? Логопед, кроме педагогических, обладает и основами медицинских знаний (невропатология, анатомия и физиология органов речи, слуха и зрения), без которых невозможно верно определить речевое нарушение у ребенка, а тем более заниматься его коррекцией.
Не лишним будет ознакомиться с нарушениями, коррекцией которых занимается логопед.
1) нарушения произношения звуков (дислалия, дизартрия, ринолалия);
2) нарушения ритма и темпа речи (тахилалия, брадилалия, заикание);
3) нарушения голоса (дисфония, афония),
4) недоразвитие речи или утрата речи (алалия, афазия),
5) нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия).
Если мы возьмем другую классификацию, то все речевые дефекты можно разделить на 3 группы:
1) фонетический дефект – нарушение произношения звуков,
2) фонематический дефект (фонетико-фонематический) – нарушение фонематического слуха (различения звуков),
3) общее недоразвитие речи – нарушение звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи, т.е. всех структур языковой системы.
В рамках данной статьи, конечно, нельзя обойти стороной и тему, касающуюся возраста обращения к логопеду.
Если в возрасте 2 - 3 месяцев у ребенка не наблюдается гуление, а к 6-7 лепет, то есть повод серьезно задуматься, вероятнее всего, без помощи профессионального логопеда Вам не обойтись. Если к годовалому возрасту малыш не пытается произносить слова, это также свидетельство каких-то нарушений. Серьезным поводом обращения к логопеду является отсутствие слов и фраз в речи вашего малыша, если ребенку более 2-х лет. Консультация с логопедом в трехлетнем возрасте рекомендована всем без исключения детям, вне зависимости от того, есть у него дефекты речи или нет. К пяти годам обычно происходит полное формирование речи, все звуки должны произноситься четко и правильно, малыш должен уметь строить фразы и предложения, пересказывать небольшие сказки, рассказы, придумывать свои какие-то истории.


Уважаемые родители, помните!!! Чем раньше Вы обратитесь к специалисту, тем успешнее будут результаты коррекционной работы.

Речевая азбука для родителей и дошкольников

Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова (Это машина — би-би. А вот собака — ав-ав!). Не позволяйте малышу говорить быстро.

Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно знакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок растет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.

Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи дошкольников. Научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!)

Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года — о грубых нарушениях общего развития. Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать «жестовую» речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

«Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный.

Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др. Критерии, по которым можно оценить речь ребенка, родители должны знать.

Например, нормы звукопроизношения таковы:

3-4 года — [с], [з], [ц] уже должны правильно произноситься;
4-5 лет — [ш], [ж], [ч], [щ];
5-6 лет — [л], [й];
до 6-7 лет допускается замена самого сложного звука [р] более простым звуком или его отсутствие в речи.

Леворукость — это не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не приемлет переучивания. Это может привести к возникновению неврозов и заиканию.

Мелкая моторика — так обычно называют движение кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть это будет массаж пальчиков, игры типа «Сорока, сорока», затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.

Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

Общее недоразвитие речи (ОНР) часто встречается у тех детей, которые заговорили поздно: слова — после 2 лет, фраза — после 3. Можно говорить об ОНР, когда у ребенка недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развит фонематический слух, нарушен грамматический строй речи.

Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).

Режим дня очень важен для маленького ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что, в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у изголовья можно положить мешочек с корнем валерианы. Можно использовать также натуральные масла, обладающие успокаивающим действием.

Соска вредна, если малыш сосет ее долго и часто. Во-первых, у него формируется высокое (готическое) небо, которое отрицательно влияет на формирование правильного звукопроизношения. Во-вторых, соска мешает речевому общению. Вместо произношения слов ребенок общается при помощи жестов и пантомимики.

Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, воспитатели, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения — заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию. Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.

Фольклор — лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.

ЗНАЧЕНИЕ ПОДРАЖАНИЯ  ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В отношении ребенка важно разли­чать: он «еще не умеет» или «еще не может уметь», то есть, позволяет ли возраст ему научиться необходимому?

Существует много точек зрения на то, с какого возраста нужно начинать воспи­тание ребенка. Как-то к известному пе­дагогу Антону Семеновичу Макаренко пришла мама, гордая своей педагогичес­кой активностью, и спросила:

- С какого возраста мне следует на­чать воспитывать своего малыша?

- А сколько ему сейчас? - ответил воп­росом на вопрос Антон Семенович.

- Всего три месяца, - отвечала мать,

- Вы опоздали ровно на три месяца, - ответил Макаренко.

Еще более жестко на этот вопрос от­вечает английская поговорка: «За 20 лет до рождения». То есть воспитание надо начинать с самих себя.

Можно ли говорить о том, что родите­ли передают своим детям речь и умение общаться через генетические механиз­мы? В отношении заикания существует только повышенный риск его возникновения у детей заикающихся родителей, но не абсолютная неизбежность. Вместе с тем проявлению предрасположенности способствуют определенные условия, в том числе то, что можно назвать речевой небрежностью: торопливостью, нечет­ким проговариванием слов и особенно их окончаний, неправильно поставленные ударения, словом все то, что относят к об­щей культуре речи. Хорошо известно, что культура речи ребенка вырабатывается, прежде всего, в его семье. Языковеды схо­дятся в том, что человек обладает только готовностью к овладению языком, при­чем любым из известных на земле, а не только тем, на котором говорят его роди­тели. Но у него нет предрасположенности к определенному качеству речи, если, ко­нечно, у него нет нарушений интеллекта. Что касается поведения, то изучение механизмов его наследования находится в самом начале пути. Пока можно гово­рить о том, что в какой-то мере наследу­ются самые элементарные навыки. Сложные, такие как умение общаться с другими людьми и тем более культура речи, вырабатываются по мере роста и развития человека.

Мы хорошо знаем из опыта, что при разговоре по телефону можно спутать го­лоса взрослых и их детей. Наблюдая за поведением ребенка - узнать жесты, ми­мику, походку, манеру смеяться и другие характерные черты его родителей. К со­жалению, можно наблюдать споры меж­ду родителями, в кого уродился наслед­ник. Порой они протекают в весьма дра­матической форме прямо в кабинете пси­хотерапевта. Суть их сводится к тому, что, разделив черты ребенка на «хоро­шие» и «плохие», хорошие приписывают себе, а плохие - родственникам. Даже ес­ли действительно двоюродная бабушка мужа наградила вашего сына карими гла­зами и манерой шмыгать носом, не стоит уделять этому вопросу так много внима­ния и тратить на его обсуждение время и силы. Вы вряд ли сможете изменить цвет глаз, а обнаружение «виноватого» вряд ли будет способствовать более прилично­му обращению ребенка со своим носом.

Требования к качеству вашей речи можно суммировать следующим обра­зом. Она должна быть четкой, граммати­чески правильной, по возможности, сос­тоять из развернутых предложений, а не отрывочных слов-команд. Важно, чтобы все слова в вашей речи были хорошо раз­личимы по звучанию и понятны ребенку по смыслу. Иногда полезно повторить сказанное, если по той или иной причи­не ребенок чего-то не воспринял, но ни в коем случае не следует упрекать его за это. Проявите доброжелательность и терпение, они окупятся сторицей. Полез­но переспросить ребенка, понял ли он сказанное вами, или даже попросить его повторить ваши слова, но без грозного: «А ну повтори, что я тебе сказал!»

Не следует говорить слишком громко. Впечатление, что громкая речь лучше «доходит», обманчиво. Вовсе нет. Если кричит или повышает голос ребенок, не пытайтесь перекричать его. Вы достигне­те с большим успехом того же результата, если в ответ, наоборот, сами заговорите с ним тихим голосом, может быть, даже на некоторое время перейдите на шепот. Для ребенка это станет своеобразной иг­рой, и ваша цель будет достигнута без по­терь и лишних переживаний. Мало того, шепот воспринимается как интимная, до­верительная форма общения, а значит, яв­ляется своеобразным приглашением пе­рейти от «военного» противостояния к столу «мирных переговоров».

Используйте естественный, природ­ный интерес ребенка к тому, что вы го­ворите. У маленьких детей он растет с момента появления речи примерно до старшего дошкольного возраста. Конеч­но, граница не приходится строго на день рождения. Это возраст, когда он в значительной мере зависит от вас и воспринимает без всяких дополнитель­ных условий, без критики. Он с благо­дарностью принимает любые ответы на свои многочисленные вопросы. Не те­ряйтесь, если чего-либо не знаете. Важ­но, чтобы ваша речь оставалась норма­тивной. Хороший выход из положения - чтение книг ребенку. Они должны соот­ветствовать его возрасту, быть доступны пониманию. Не старайтесь сделать из него чудо-ребенка. Если он усвоит все, что ему положено в его возрасте, эти знания и умения станут надежным фун­даментом его дальнейшего развития.

Не следует ограничивать ребенка только пассивным слушанием того, что вы читаете. Время от времени полезно прерывать чтение обсуждением услышанного. У детей более развито образ­ное восприятие, и поэтому очень полез­но бывает рассматривать картинки - они являются своеобразной подсказкой. Хо­рошо известно, что дети могут, глядя на картинку «читать» несложную сказку очень близко к тексту. Это полезно не только для трениров­ки памяти, но и для тренировки хорошей речи «по образцу».

Вообще полезно поощрять речь ре­бенка, но не любую, а только правиль­ную. В наше меркантильное время полу­чили распространение «экономическое» методы воспитания, то есть та или иная форма оплаты его успехов. Вряд ли сто­ит морализировать на эту тему, но отме­тим важное обстоятельство: поощрение имеет бесспорные преимущества по сравнению с наказанием. Это подтверж­дают не только практический опыт, но и специальные экспериментальные иссле­дования. Тем более что наказание порой становится не средством научения или переучивания, а способом мести.

Надо также помнить, что даже если вы будете стараться говорить с ребенком по всем правилам, но в разговоре с дру­гими членами семьи перестанете их придерживаться, а ребенок при этом бу­дет присутствовать, все ваши старания могут оказаться напрасными.

Хорошо известно, что дети усваива­ют характерные для родной семьи фра­зы, речевые обороты, иногда диалект­ные слова. Не следует опасаться таких «штампов», если они соответствуют ли­тературной норме языка. Они не только неизбежны, но могут даже приносить пользу при уместном и умеренном упот­реблении. Эти характерные обороты позволяют коротко и четко выразить мысль, пользуясь «готовой формой».

В жизни маленького ребенка, прежде всего дошкольника, значительную роль играет подражание. Дети сперва копиру­ют своих родителей, затем старших братьев и сестер. Эта способность прояв­ляется произвольно или непроизвольно, и тогда ребенок пытается стать похожим на объект подражания, во что бы то ни стало. Он может надевать ваши вещи, подражать вашей походке или спать в вашей кровати. Через внешнее подражание, увы, могут формироваться и вредные привычки, нап­ример, к курению. Но сам по себе этот ме­ханизм полезен, так как позволяет эконо­мить время на обучение в первые, самые значимые для ребенка годы жизни. Приспособительные возможности человека в значительной мере определяются ранним периодом его развития, и своеобразной платой за эти возможности является дли­тельность периода обучения. Указывают разные критические сроки усвоения ос­новных навыков - от трех, пяти и в неко­торых случаях до десяти лет.

В ранний период развития нервная система ребенка особенно пластична, го­това к восприятию разнообразных форм поведения. Как и что в этот период усва­ивает ребенок от родителей? В первую очередь, это такое важное для речи каче­ство как умение различать речевые звуки.

Трудность зачастую заключается не в недостатке способности ребенка усваи­вать необходимые навыки, а в том, что он вполне успешно усваивает неудачные их образцы, скорее демонстрируя этим высокие способности обучения. Поведе­ние ребенка подобно кривому зеркалу, показывает в гротескном виде нас са­мих - наше отношение к себе, наши страхи, неуверенность, нервность, гру­бость, ссоры, бездействие, завышенные притязания.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz