Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 19.09.2020, 08:57

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД №25 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА СПБ

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21

Юшникова Татьяна Сергеевна

Учитель-дефектолог группы "Зайчики"

Первая квалификационная категория

Стаж работы - 37 лет

Особенности работы с детьми с задержкой психического развития на фоне общего нарушения речи с диагнозом «моторная алалия»

На протяжении многих лет работы учителем - логопедом и дефектологом в группе ЗПР я встречалась с особым контингентом «неговорящих» детей. Это условное обозначение разнородной группы детей, которые в силу разных причин лишены возможности речевого общения.

Иногда они произносят только аморфные звуки, в других случаях говорят отдельные слова или их эквиваленты (звукоподражание, отрывки слов, звуковые сочетания). Могут озвучивать проводимые бытовые или игровые действия, особенно в момент эмоционального возбуждения.

Но наряду с речевыми нарушениями у таких детей отмечаются и неречевые нарушения, проявляющиеся в недоразвитии как относительно элементарных, так и сложных психических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы.

После проведенных мною диагностик и датированного изучения и наблюдения был сделан вывод о необходимости подбора программ обучения «неговорящих» детей.

Так как основная часть детей поступала после МПК с д/з «моторная алалия», я занялась этой темой и попыталась четче определить особенности развития психических функций этих детей. Исходя из этого, попыталась выделить особенности работы дефектолога с детьми с д/з «моторная алалия». На первой ступени работы, которая заключается в преодолении тех или иных неречевых нарушений, и лишь вслед за ней (при достижении некоторых результатов) - над преодолением речевых.

Такую последовательность можно считать приемлемой, так как ее обоснованием служит известное положение о зависимости развития речи от развития других процессов: анализа и синтеза, восприятия, внимания и др., являющихся базой, фундаментом для развития речи.

В своей работе я опиралась на опубликованные материалы Ю.Г. Демьянова «Задержка психического развития при общем недоразвитии речи». В ней четко было дано определение детей - алаликов с задержкой психического развития. Причина ЗПР - при общем недоразвитии речи на резидуально-органическом уровне. Или проще - задержка развития при алалии.

Также на протяжении 3-х лет я участвовала в эксперименте по психолого-педагогической и медико-социальной коррекции и абилитации детей с ЗПР и речевой патологией. Опыт нашей работы под руководством профессора, доктора медицинских наук Д.Н. Исаева был опубликован в 1998 г. В этой работе я участвовала как логопед и описывала особенности работы логопеда с детьми с задержкой психического развития. Тем более сейчас мне интересно«посмотреть» на эту проблему с другой стороны, вскрыть особенности работы дефектолога и, что важно, - именно с детьми «неговорящими», детьми с д/з «моторная алалия» - довольно мало изученной категорией.

Практическая часть представлена годовым планированием (по сетке занятий на неделю), подгрупповых занятий по коррекции неречевых психических функций, неречевых психологических функций, сравнительной диагностикой ребенка с моторной алалией на фоне задержки психического развития и ребенка ЗПР. А также квалификация отмеченных особенностей задержки основных психических функций (память, мышление, сенсорика, внимание, восприятие) у детей с диагнозом «моторная алалия».

В своей работе я опиралась, в основном, на труды доктора медицинских наук Н.Н. Трауготт, В.А. Ковшикова, Н.И. Кузьминой и В.И. Рождественской, М.Е. Хватцева. Использовала опыт работы с алаликами в ДОУ № 85 г. Санкт-Петербурга Р.Д. Аванесян, О.А. Румянцевой и О.Б. Сизовой, которые опубликовали программу первого года коррекционной работы с трехлетними детьми, имеющими системное недоразвитие речи и составили Карту обследования ребенка с системным нарушением речи. Этой картой я воспользовалась при составлении характеристики ребенка с моторной алалией Яну П.

Также заранее познакомилась с «Невропатологией» JI.O. Бадаляна, чтобы четче объяснить физиологию алалии.

Из самых последних источников - доклад О. А. Румянцевой и Н.Е. Старосельской «Начальный этап коррекционной работы с неговорящими детьми», прочитанный на конференции, посвященной Н.Н. Трауготт. Знакомилась с работами Е.А. Волковой, И. А. Смирновой, посвященными детям-алаликам и напечатанными в Межвузовском сборнике научных трудов Ленинградского государственного областного университета,работами А.Н. Корнева. Алалия - это полное отсутствие или грубое недоразвитие речи (latio - греч. - речь), обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга, наступившим в период до сформирования речи (примерно до 2 - 3 лет).

Такое нарушение при неблагополучном протекании беременности может произойти внутриутробно. Нередко оно бывает связано также с черепно-мозговыми травмами при родах или с асфиксией при рождении.

Столь раннее повреждение мозга приводит к снижению возбудимости нервных клеток, их быстрой истощаемости, а, значит, и к уменьшению их работоспособности. Со всем этим и связаны нарушения в речевом развитии ребенка. Дети, страдающие алалией, имеют не^-сниженный слух и полноценный интеллект, однако, появление речи у них задерживается до 3 - 5 и даже более лет. В дальнейшем развитие речи идет с выраженным отклонением от нормы, причем страдают сразу все ее стороны - и звукопроизношение, и словарный запас, и грамматический строй. Нарушается как собственно речь ребенка, так и понимание им* речи окружающих. И как сопутствие - нарушение всех неречевых функций.

По этой причине .алалию принято относить к «системным» нарушениям речи, при которых она нарушается именно как система, то есть сразу во всех своих звеньях. Этим алалия отличается от простой задержки речевого развития, при которой появившаяся с запозданием речь в дальнейшем развивается нормально.

Выделяют две основных формы азалии в зависимости от локализации поражения коры головного мозга - сенсорную и моторную.

При моторной азалии ребенок слышит и понимает обращенную к нему речь, но сам не говорит и не повторяет сказанного. У него не развита речевая подражательность. При моторной алалии нарушаются двигательно-артикулярные образы слов при значительной сохранности звуковых образов. Поэтому при моторной алалии порой наблюдаются у ребенка мучительные попытки произнести слово, но это ему не удается.

Для того, чтобы охарактеризовать моторную алалию, надо прежде всего рассказать о том, какими причинами может быть обусловлено отсутствие речи.

Кроме анатомических дефектов периферической иннервации, задержка речи может быть обусловлена еще двумя серьезными причинами.

К первой относится задержка общего развития. Ребенок плохо развивается умственно. Способность отнести название к определенным явлениям, как-то эти явления сгруппировать, проанализировать, воспользоваться этими словами для контакта - все это требует интеллекта.

Задержка речи может быть обусловлена также и характерологическими особенностями. Существуют дети, у которых затруднен контакт с окружающими людьми. Такие дети живут своим внутренним миром. Это состояние называется аутизмом. У некоторых аутистов речь развивается с небольшой задержкой, и дефект заключается только в том, что они мало используют эту речь в быту.

Чем младше ребенок, тем сложнее решить какая причина является ведущей, т. е. Имеет ли место общая задержка развития,медленный рост интеллекта и характерологические дефекты или особенности характера.

Моторную сталию можно определить только в том случае, если развитие ребенка происходит неравномерно: по одним функциям он равен сверстникам, а по произносительной речи отстает от них. (Н.Н. Трауготт)

Решение вопроса о причинах задержки речи затрудняется еще и тем, что указанные выше причины обычно взаимодействуют друг с другом.

Так, ребенок. У которого снижен интеллект, менее любознателен, не общителен, имеет меньше жизненного опыта - и это, конечно, сказывается на его речи. Что является причиной, а что - следствием - не всегда легко решить, потому что есть обратное влияние. У него меньше возможности спросить у окружающих о явлениях, которые интересуют его. В результате его жизненный опыт так же беден, но здесь причина в том, что у него бедна речь.

Значит, в одном случае речь бедна потому, что беден интеллект и снижена любознательность у ребенка, а в другом - наоборот - любознательность снижена и развитие интеллекта задержано из-за того, что бедна речь. Это одно из главных доказательств неразрывной связи речи и мышления, речевых от неречевых функций, и вследствие этого - необходимость работы дефектолога с этими детьми!

В этой проблеме интересно то, что при моторной алалии срабатывают компенсаторные рычаги. Это вселяет надежду и оправдывает нужность занятий дефектолога.

У моторных алаликов может наблюдаться задержка формирования всех двигательных умений. Ребенок не парализован, у него достаточная мышечная сила, равномерные рефлексы. И, в то же время, он неуклюж, плохо усваивает новые навыки, ему трудно научиться даже таким простым вещам, как умение есть ложкой, мыть руки.

Например, Егор Б. (4 года) в моей группе. При внешнем моторном благополучии - удивительна несформированность движений при еде ложкой, застегивания пуговиц, даже пережевывания пищи.

Моторные алалики, испытывая нужду в общении, прибегают к жестам. Жестикуляция у них представляет большой интерес, так как анализ этих жестов показывает, в какой мере ребенок готов к речи. Если ребенок хочет рисовать, он делает движение, имитирующее рисование в воздухе, а если хочет причесаться - гладит себе по голове. (Яна П. 3,8 лет).

Важный! жест, который имеет значение для развития речи, это указательный жест. Правильное использование указательного жеста говорит о том, что речь скоро появиться. У моторного алалика указатель нэдй жест является важным способом общения с окружающем миром.

Еще одна особенность - затруднение повторения слов, даже хорошо знакомых ребенку, тем более затруднено повторение фраз. Затруднение в повторении фразы свидетельствует о неполноценности памяти.

Вот еще одна сфера работы дефектолога - память.

Эти нарушения могут выявляться и тогда, когда ребенок уже начал говорить и специалисты уже говорят о д/з «выход из алалии». Имеет значение не только длина фразы, но и сложность ее построения. Нарушение повторения является одним из ярких симптомов моторной алалии.

Речевое развитие моторных алаликов отмечается не только замедленностью. Во-первых, слова, появляющиеся у них, очень долго сохраняют лепетный характер. Слова не полностью оформлены, часто в них не хватает конца или середины слова,, ребенок пропускает слоги, иногда сохраняется только ритмичнмй- рисунок слова, а иногда только ударный слог.

Когда ребенок начинает говорить фразами, то первые фразы - это «фразы» только по своему ритмическому рисунку. Структура слова не заполнена. Причем, эти дефекты произношения не могут быть объяснены дефектом произношения отдельных звуков, так как в одних словах не хватает одних звуков, а в других словах - других звуков, т. е. нарушение произношения звуков нестабильно.

Произношение звуков зависит от того, в каком контексте они произносятся.

Моторному алалику часто приходится расширять значение слова. Например, группу слов, разных по значению: «большой», «далеко», «много» - ребенок выражает одним жестом или одним словом. И я при проведении занятия должна учитывать эту особенность, разграничить проблему речевой стороны и на первых этапах быть уверенной, что в невербальной форме в занятиях по сенсорике, ребенок понятие усвоил.

Главной особенностью речи моторного алалика является неумение вовремя ее использовать. Вот. например, ребенок моей группы Степа А. (3,8 лет), далеко не всегда может их сказать тогда, когда это нужно, т. е. он знает слова «гулять», «шапка», но когда наступает время идти гулять, он тянет воспитателя за руку, хватает шапку, но ничего не говорит. Он не привык к речевому общению и поэтому ему трудно произвольно сказать те слова, которые ему нужны.

Особенно трудно для него названия предметов, а еще труднее произношение слов в ответ на вопросы, когда предмета, обозначенного этим словом, у Степы перед глазами нет.

Мною было замечено, что часто встречающейся особенностью в поведении моторного алалика является то, что он быстро истощаем, внимание его неустойчивое, ему трудно сосредоточиться. Наблюдается и быстрая утомляемость, т. е. берется на вооружение и уделяется время в занятиях с детьми с моторной алалией на коррекцию внимания, его распределяемости, концентрации. Чтобы исключить утомляемость, я провожу занятия примерно 10 минут, в игровой форме. Стараюсь «идти» от ребенка, учитывая валеологические принципы.

Неврологические симптомы проявляются в общей двигательной неловкости, неуклюжести детей, в недостаточной координированности их движений и, особенно, в слабом развитии мелкой моторики пальцев рук. Дети долго не могут научиться застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, не могут овладеть навыками самообслуживания и пр. Они не любят участвовать в подвижных играх, так как не умеют, например, скакать на одной ножке, ловить мяч.

При моторной алалии может наблюдаться и повышенная двигательная активность, что связано с определенной локализацией поражения головного мозга.

В других случаях для большинства детей с моторной алалией характерны быстрая утомляемость и снижение работоспособности.

Психические симптомы выражаются в нарушении внимания, памяти, в замедленности протекания мыслительных процессов, в зрительно-пространственных нарушениях, в расстройствах эмоционально-волевой сферы.

Детям с моторной алалией бывает трудно сосредоточится на каком-то определенном занятии, они быстро отвлекаются, постоянно переходят от одного вида деятельности к другому, их трудно чем-либо надолго заинтересовать. Даже при начавшейся формироваться речи они, в отличии от нормально развивающихся сверстников, не могут запомнить самые простые стихи, названия дней недели и месяцев, усвоить порядковый счет (память - механическая, усвоение – неполное, воспроизведение полученных знаний - частичное).

Определенные трудности испытывают они при формировании сенсорных навыков. С трудом усваиваются представления о форме и о величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу. Ребенок отстает от своих сверстников при собирании пирамидок (не может учесть величину колец), составных матрешек (одна или даже несколько из ник нередко оказываются «лишними»), при выполнении заданий по подбору одинаковых по величине или форме геометрических фигур и т. д.

Расстройства эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляется в повышенной раздражительности и обидчивости ребенка, в его склонности к бурным реакциям и слезам, в замкнутости и нежелании контактировать с окружающими. Во многом это является следствием речевой недостаточности, не позволяющей ребенку наладить нормальное речевое общение с людьми и полностью адаптироваться к условиям жизни в «речевом» окружении.

Таким образом, у детей с моторной алалией имеется неравномерность, асинхронность созревания отдельных психических функций. Больше всего эта дисгармоничность в психическом развитии отражается в отставании и искажении формирования вербального мышления при сохранности невербальной стороны интеллекта.

Недоразвитие речи отрицательно влияет на всю психическую жизнь ребенка, затрудняет общение с окружающими, препятствует формированию познавательных процессов.

Приступая к работе с ребенком - моторным алаликом, требуется учитывать все особенности развития его неречевых функций. Хотя этот подход и планирование занятий имеют индивидуальный характер, нужно учитывать следующие общие дидактические приемы:

  •  Постоянное расширение запаса слов и синтаксических средств при помощи специальных упражнений, требующих соотнесения предмета - картинки - слова.
  •  Систематическая работа. по устранению недостатков произношения, осуществляемая в процессе подгрупповых и индивидуальных занятий и включающая в себя:
  • формирование фонематического восприятия;
  • формирование речедвигательных навыков;
  • элементы логопедической ритмики;
  • создание ситуаций, требующих коммуникаций;
  • сочетание практической, умственной и речевой деятельности.
  •  Организация предметно-практической деятельности с использованием некоторых вспомогательных средств, способствующих уточнению восприятия:
  • точные определения, доступность материала;
  •  ограничение количества выделяемых признаков;
  •  максимальное использование специальных возможностей каждого вида занятий.
  •  Работа над общей и речевой моторикой.
  •  Игровой характер упражнений, обеспечивающий стимуляцию

положительных эмоций.

Очень важно в начале работы с детьми-алаликами определить соотношение интеллектуального и речевого недоразвития. В мою группу попадают дети с д/з - по определению А. Н. Коренева - моторная алалия, сопровождающаяся интеллектуальными нарушениями, связанными с первичным недоразвитием таких высших корковых функций, как кинестетический и кинетический праксис, пространственный гнозис, счетные операции и др.

По данным М. В. Богданова-Березовского, моторная алалия без нарушения невербальных интеллектуальных функций встречается лишь в 14% случаев, т. е. является скорее исключением, чем правилом.

Также важно не поставить д/з «моторная алалия» ребенку с задержкой речи, что, скорее всего, является следствием ЗПР.

Обязательные симптомы моторной алалии (по А. Н. Корневу):

  1.  Фонологические недоразвития:
  •  нарушение звукопроизношения в виде нерегулярных замен звуков, большинство из которых ребенок изолированно произносит верно;
  •  резко выраженные, стойкие нарушения слоговой структуры слов в виде пропусков, замен и перестановок слогов.
  1.  Выраженное, стойкое лексико-грамматическое недоразвитие

экспрессивной

  •  бедность экспрессивного словаря при относительной сохранности импрессивного;
  •  преобладание в речи коротких фраз;
  •  низкая речевая активность;
  •  стойкие, грубые аграмматизмы, наличие межпадежных замен падежных окончаний при относительно сохранном понимании грамматических конструкций речи:
  1.  Выраженная диспропорция психического развития:
  •  тяжелое недоразвитие устной речи при значительно более сохранных интеллектуальных способностях.
  1.  Отсутствие нарушений слуха.
  2.  

Проведя диагностику в группе ЗПР на начало 1999 учебного года и в конце, в 2000 году, я провела анализ структуры интеллектуальных способностей детей с моторной алалией с аналогичными показателями у детей с ЗПР без нарушений устной речи.

Дети с моторной алалией значительно опережали по «общему интеллектуальному показателю» и «невербальному интеллектуальному показателю» детей с ЗПР. Интересно отметить, что, несмотря на тяжелое недоразвитие экспрессивной речи, дети- алалики, в среднем, имели такой же показатель развития вербального интеллекта, что и дети с ЗПР с сохранной устной речью. Но при этом структура вербального интеллекта у детей с моторной алалией была более неравномерной.

Дети с ЗПР отставали от алаликов в счетных операциях, но опережали их в разделе «общая осведомленность». Уровень развития невербальных интеллектуальных способностей превышал показатели у детей с ЗПР.

Вывод ясен - дети с моторной алалией должны начинать свое обучение с учетом специальной методики. Учитывая все особенности своих детей-алаликов, я приняла за основу апробированную программу Р. Д. Аванесян, О. А. Румянцевой и О. Б. Сизовой в ДОУ № 85. Используемая программа предполагает всестороннее развитие неречевых и речевых систем ребенка.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2020
uCoz